Советский «трехтонный»: заглянул в его родословную — журнал «За рулем»


920

Как американский Autocar был переделан в советский ЗИС-5, выяснил эксперт За Рулем.

Связанные материалы

Знаменитый грузовик ЗИС-5 — герой довоенных стройок, войны и восстановления страны после Великой Отечественной войны. Работника уважали за его силу и простоту конструкции. Его чаще всего называли «трехтонким» из-за соответствующей несущей способности. Причем водители по-своему называли ЗИС — «Захар Иванович» или просто «Захар».

Производство ЗИС-5 началось в 1933 году, но ему предшествовали три модели: две отечественные и одна американская.

Советский Союз Внешне ЗИС-5 прост: кокпит простой формы и характерное двухсекционное лобовое стекло. Машины военного времени с индексом ЗИС-5В оснащались еще более простой кабиной, часто с обшивкой дверей деревянными планками и крыльями без округлости, а часть машин выпускалась с одним (левым) отражателем.

Внешне ЗИС-5 прост: кабина экипажа простой формы и характерное двухсекционное лобовое стекло. Машины военного времени с индексом ЗИС-5В оснащались еще более простой кабиной, часто с обшивкой дверей деревянными планками и крыльями без округлости, а часть машин выпускалась с одним (левым) отражателем.

Советский Союз Первый предшественник ЗИС-5, грузовик АМО-2, был точной копией американского автомобиля Autocar Dispatch SA 1929 года, на который Советский Союз приобрел лицензию за рубежом. В 1930-1931 годах из американских деталей было собрано 1710 грузовиков АМО-2. С 1931 по 1933 год было выпущено около 36 тысяч АМО-3 — идентичных по конструкции, но полностью состоящих из бытовых комплектующих.

Первый предшественник ЗИС-5, грузовик АМО-2, был точной копией американского автомобиля Autocar Dispatch SA 1929 года, на который Советский Союз приобрел лицензию за рубежом. В 1930-1931 годах из американских деталей было собрано 1710 грузовиков АМО-2. С 1931 по 1933 год было изготовлено около 36 тысяч АМО-3 — идентичных по конструкции, но полностью состоящих из бытовых комплектующих.

Советский Союз

Советский Союз

ЗИС-5 грузоподъемностью 3000 кг — типичный грузовик того времени, с простой и прочной рамой и рессорами. Помимо ЗИС-5 с колесной базой 3810 мм, позже началось производство удлиненных шасси ЗИС-11 и ЗИС-12 с базой 4420 мм, в основном для спецтехники и автобусов.

Советский Союз ЗИС-5 оснащался четырехступенчатой ​​коробкой передач (5,95 / 2,84 / 1,76 / 1,00) с валами на шарикоподшипниках.

ЗИС-5 оснащался четырехступенчатой ​​коробкой передач (5,95 / 2,84 / 1,76 / 1,00) с валами на шарикоподшипниках.

Советский Союз Американская коробка передач Дэвида Брауна отличалась от советской на ЗИС-5 подшипниками качения и другими передаточными числами: 6,59 / 3,75 / 1,84 / 1,00.

Американская коробка передач Дэвида Брауна отличалась от советской на ЗИС-5 подшипниками качения и другими передаточными числами: 6,59 / 3,75 / 1,84 / 1,00.

Советский Союз Двигатель ЗИС-5 рядный, 6-цилиндровый, рабочим объемом 5,6 л (101,6 × 114,3 мм), степенью сжатия 4,7. Он развивал 73 л.с. составляет 2300 об / мин. Двигатель стал родоначальником многих модификаций, произведенных до конца 1980-х годов.

Двигатель ЗИС-5 рядный, 6-цилиндровый, рабочим объемом 5,6 л (101,6 × 114,3 мм), степенью сжатия 4,7. Он развивал 73 л.с. составляет 2300 об / мин. Двигатель стал родоначальником многих модификаций, произведенных до конца 1980-х годов.

Советский Союз Ядро советского двигателя — американский Hercules WXB, который стоял на Autocar. Американские производители грузовиков покупали основные агрегаты у специализированных компаний, и Hercules был одним из самых известных.

Ядро советского двигателя — американский Hercules WXB, который стоял на Autocar. Американские производители грузовиков покупали основные агрегаты у специализированных компаний, и Hercules был одним из самых известных.

Американский двигатель и его точные копии на АМО-2 и АМО-3 имели рабочий объем 4,88 литра (96,25 × 114,3 мм), степень сжатия 5,0 (больше, чем у советского двигателя) и меньшую мощность 60 л. .kun. составляет 2200 об / мин. Американский двигатель также отличался от ЗИС-5 радиатором и электрооборудованием.

Советский Союз Сцепление ЗИС-5, простое в уходе и ремонте, включало в себя два основных чугуна и два стальных диска.

Сцепление ЗИС-5, простое в уходе и ремонте, включало в себя два основных чугуна и два стальных диска.

Советский Союз Сцепление у Автокара и АМО-2 было немного другим: три основных и два ведомых диска.

Сцепление у Автокара и АМО-2 было немного другим: три основных и два ведомых диска.

Советский Союз ЗИС-5 оснащался простыми тормозами с механическим приводом. Некоторые довоенные автомобили и автомобили, выпущенные во время войны, в основном оснащались только задними тормозами. Считалось, что для советских условий эксплуатации и скоростей тех лет хватит механики без усилителя.

ЗИС-5 оснащался простыми тормозами с механическим приводом. Некоторые довоенные автомобили и автомобили, выпущенные во время войны, в основном оснащались только задними тормозами. Считалось, что для советских условий эксплуатации и скоростей тех лет хватит механики без усилителя.

Советский Союз На Autocar, АМО-2 и АМО-3 передние тормоза приводились в действие гидравлически. Опыт показал, что советская промышленность не обеспечивает должного качества деталей для гидропривода, и операторы не могли заниматься обслуживанием и ремонтом более сложных тормозов.

На Autocar, АМО-2 и АМО-3 передние тормоза приводились в действие гидравлически. Опыт показал, что советская промышленность не обеспечивает должного качества деталей для гидропривода, и операторы не могли заниматься обслуживанием и ремонтом более сложных тормозов.

На работе и в бою

Связанные материалы

ЗИС-5 был самой обтекаемой конструкцией США, грамотно адаптированной к отечественным условиям эксплуатации.

Именно переделка сделала советский грузовик массивным и прочным.

ЗИС-5 выпускался до 1947 года. На трех заводах — в Москве, Ульяновске и Миассе, куда производство было эвакуировано в 1941 году, было выпущено 562 588 машин. В 1947-1948 годах было изготовлено 13 893 дополнительных автомобиля ЗИС-50 — ЗИС-5 с модернизированным 90-сильным двигателем ЗИС-150.

Связанные материалы

ГАЗ-51

Захары с «приобретенными» более поздними деталями и комплектами продолжали работать по всей стране до начала 1970-х годов.

  • Наш ПАЗ-672 и все его предки здесь.
  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этом выпуске.
  • Как родился годовалый грузовик ЯАЗ-200, узнайте по этой ссылке.
  • Настоящая история грузовика ЗИЛ-130 здесь.
  • Генеалогия ГАЗ-51 — здесь.

В нашем интернет-магазине снижены цены на литературу, руководства по ремонту и другие книги и журналы от издательства «За рулем».

Не забудьте заранее купить противоскользящие и противоскользящие браслеты. Если вы планируете длительную поездку, рекомендуем присмотреться к цепям противоскольжения.

Фото: из архива За рулем


0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован.